Анализ эффективности торговой площади

Запись в категории "Анализ"

Анализ эффективности торговой площади

«Читатель, здравствуй. Рад, что нашел время, чтобы заглянуть на мой блог маркетолога. Сегодня я вновь вернусь к маркетингу розничного магазина, поэтому данная статья будет об анализе эффективности использования торговой площади магазина. Анализировать эффективность, естественно нужно с одной целью – максимизация прибыли.»

Анализ эффективности торговой площади

Что же приступим. У любого магазина, работающего на рынке, существуют определенные показатели его деятельности – это прибыль, выручка или товарооборот с метра квадратного торговой площади. При этом всегда нужно понимать, сколько денег зарабатывает магазин – по сути, это одна из ключевых обязанностей маркетолога. Насколько эффективно используется торговая площадь? Возможно, ли как-то улучшить эти показатели? Вопросы интересные. И ответы на них вполне возможно получить посредством анализа эффективности использования торговой площади магазина.

Частота проведения анализ доходности торговой площади

В сети периодически встречал мнение многих маркетологов, причем как российских, так и западных, о том, что анализировать эффективность торговой площади в любом розничном магазине необходимо раз в месяц. В своей работе я именно так и поступаю – раз в месяц пару часов никто не трогает, анализирую доходность торговой площади.

Так же если в магазине проводится какая-либо акция или эксперимент, то анализ эффективности торговой площади можно проводить до и после самой акции или эксперимента. Другими словами, данный анализ можно проводить и чаще, чем раз в месяц, но уж точно не реже.

Способы проведения анализа эффективности торговой площади

Таких способов всего два. Постараюсь рассказать об обоих более подробно.

Первый способ. Одинаковые группы товаров размещены в одном месте, и при этом на другом стеллаже этот ассортимент найти, в общем-то, невозможно. Другими словами происходит зонирование торговой площади различными категориями или группами товаров. При анализе считается отношение ключевых показателей всей группы или категории к занимаемой ей площади. В ходе такого вычисления мы находим сумму дохода с 1 кв. метра торгового зала. После чего считается коэффициент доли товарной группы к занимаемой площади. То есть, если доля категории в обороте магазина составляет, скажем, 1-2%, то она никак не должна занимать площадь вполовину или четверть торгового зала.

Второй способ. Есть другой способ анализа эффективности торговой площади, когда в расчет берется площадь торгового оборудования, но не категории. Здесь есть один маленький нюанс – в используемой вами системе учета продаж всему ассортименту, представленному в торговом зале, должно быть присвоено собственное место (в цифровом или буквенном обозначении).

Дальше все считается обычными функциями стандартного Excel и составляется планограмма доходности. При этом для каждого метра торговой площади устанавливается минимальный норматив доходности. Наглядный пример расчета можно скачать в шаблонах маркетолога.

Любой способ расчета эффективности торговой площади – это лишь начало. От того, что мы поймем, какая часть торгового зала не работает или продает меньше планируемого, суть не поменяется. Да знания – это, конечно, сила, но эти знания должны быть применены во благо исправления ситуации.

Нам необходимо, проанализировать ту площадь, которая дает доход меньше норматива. В чем причина низкой доходности? Ответ на этот вопрос позволит в дальнейшем улучшить показатели и получать больше денег с одного метра. Торговая площадь, как правило, ограниченна и постоянна, а вот прирост доходности магазина никто не отменял. Поэтому на основании всех полученных данных, принимается комплекс мер по исправлению ситуации.

Вернуться в категорию "Анализ"


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений